Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос определения содержания правоотношений с детьми, а так же ограниченными в дееспособности взрослых граждан и социально незащищенных граждан всегда был актуален. Вряд ли значимость этой проблемы существенно возросла с учетом особенностей жизнедеятельности современной российской семьи. Скорее всего, интерес к данной проблеме возник именно в силу обостренного внимания ко всем вопросам функционирования семьи в современных условиях в связи с реформированием семейного законодательства. Так же проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства.
Целью настоящей работы является изучение института опеки и попечительства в семейном и гражданском праве.
Задачами работы ставится:
• Изучить правовое регулирование опеки и попечительства в семейном и гражданском праве;
• Определить цели деятельности органов опеки и попечительства по семейному и гражданскому праву;
• Исследовать гражданско-правовое регулирование установления опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами;
• Проанализировать реализацию института органов опеки и попечительства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с институтом опеки и попечительства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие институт опеки и попечительства.
Научную основу данной работы составляют труды таких авторов как Барков А.В., Груздев В.В., Данилова Л.Я., Зейгер М.В., Шейфер М.С., Юдин А.В., Куропацкая Е.Г., Темникова Н.А., Попова О.С., Ларикова И.В., Дименштейн Р.П., Волкова О.О., Таранченко Е.Ю., Петурова Н.Н., Рабец А.М., Скуратовская М.М. Тарасова А.Е. и других.
Статья Чекулаева С.С., Шпака А.А. «Проблема определения роли органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях: субъект или участник?» посвящена анализу современного законодательства Российской Федерации, определяющего роль органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях: в каком случае этот орган является субъектом, а в каком - участником семейных правоотношений, а также выявлению проблематики по данному направлению. Изучаемый вопрос актуален, так как при отсутствии четкой законодательной регламентации установить статус органа опеки и попечительства важно для более верного определения круга его полномочий.
В статье Богданова Е.Е. «Процессуальное положение органов опеки и попечительства при рассмотрении судами споров о воспитании детей» отмечается, что при рассмотрении судами споров о воспитании детей органы опеки и попечительства могут выступать в качестве процессуального истца, а также государственного органа, компетентного давать заключение по существу спора. В случаях, предусмотренных законом, органы опеки и попечительства вправе исполнять функции юрисдикционного органа, а также участвовать в процессе в качестве ответчика.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Правовое регулирование и цели деятельности органов опеки и попечительства в семейном и гражданском праве
1.1. Правовое регулирование опеки и попечительства в семейном и гражданском праве
Опека устанавливается над малолетними лицами, т.е. лицами, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над гражданами, признанными судом недееспособными. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.
Статьей 31 Гражданского кодекса РФ установлены общие правила, регулирующие опеку и попечительство. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Под опекой и попечительством понимают форму осуществления прав недееспособных, ограниченно дееспособных лиц, а также форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устанавливаются опека и попечительство в целях реализации прав этих лиц. Лица, признанные судом недееспособными в силу психического расстройства, ограниченно дееспособными вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками, наркотическими веществами, а также несовершеннолетние дети (за отдельными исключениями) ограничены в самостоятельном приобретении и осуществлении гражданских прав, исполнении обязанностей. Такие лица нуждаются в особой заботе и помощи со стороны государства и общества. Для реализации гражданских прав им назначаются опекуны и попечители либо избираются иные формы устройства.
Статья 32 ГК РФ предусматривает основания установления опеки и полномочия опекунов. Опека устанавливается над малолетними лицами, т.е. лицами, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над гражданами, признанными судом недееспособными. Органы опеки и попечительства назначают опекунов, которые являются их законными представителями и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 июня 2012 г. № 15-П, «решение суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства служит основанием для назначения ему органом опеки и попечительства опекуна (часть вторая статьи 285 ГПК Российской Федерации ) либо, если такой гражданин помещен под надзор в соответствующую организацию, например оказывающую социальные услуги, - для возложения на данную организацию исполнения опекунских обязанностей (пункт 4 статьи 35 ГК Российской Федерации, часть 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека над гражданами, признанными судом недееспособными, устанавливается для защиты их прав и интересов, с тем чтобы опекуны - лица, являющиеся представителями подопечных в силу закона, имели возможность совершать от их имени и в их интересах все необходимые сделки и выступать в защиту их прав и законных интересов в любых отношениях, в том числе в судах (пункт 2 статьи 29, пункт 1 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 и часть 2 статьи 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Таким образом, конституционно значимая цель, которую преследовал федеральный законодатель, предусматривая возможность признания недееспособными граждан, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими, и определяя правовые последствия соответствующего судебного решения, состоит в защите прав и законных интересов как самих указанных лиц, относящихся к одной из наиболее социально уязвимых категорий, так и любых третьих лиц, вступающих с ними в гражданско-правовые отношения, что позволяет рассматривать взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 ГК Российской Федерации в системе действующего правового регулирования как не противоречащие в этом аспекте Конституции Российской Федерации».
Статья 33 ГК РФ предусматривает основания установления попечительства и полномочия попечителей. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Органы опеки и попечительства назначают таким лицам попечителей, которые обязаны оказывать им содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.
Статья 34 ГК РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Так, в ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (глава местной администрации, органы образования, здравоохранения). Их компетенция помимо ГК РФ, СК РФ определяется законами субъектов РФ.
Правовое регулирование по вопросам организации и деятельности органов опеки и попечительства, по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется ГК РФ, СК РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 34 ГК РФ устанавливает, что при перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на органы опеки и попечительства по новому месту жительства.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о правах инвалидов (заключена в Нью-Йорке 13 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 6. - Ст. 468.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. Ст. 4532.
7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
9. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
11. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 17. - Ст. 1755.
Материалы судебной практики
12. Постановление ЕСПЧ от 27 марта 2008 г. «Дело «Штукатуров (SHTUKATUROV) против Российской Федерации» (жалоба № 44009/05) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 16.04. 2019).
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 № 15-П // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 29. - Ст. 4167.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2018 - № 1.
15. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011, раздел «Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. - № 7.
16. Апелляционные определения Московского городского суда от 20.03.2017 по делу № 33-10117/2017, от 10.03.2017 по делу № 33-4387/2017 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.04.2019).
17. Апелляционные определения Московского городского суда от 26.06.2017 по делу № 33-21394/2017, от 24.05.2017 по делу № 33-12289/2017 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.04.2019).
18. Апелляционные определения Московского городского суда от 02.06.2017 по делу № 33-21438/2017, от 24.05.2017 по делу № 33-12289/2017 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.04.2019).
19. Определение Московского городского суда от 15.04.2016 № 4г-3339/2016 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.04.2019).
20. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2017 по делу № 33-10233/2017 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.04.2019).
21. Апелляционные определения Московского городского суда от 30.03.2017 по делу № 33-10233/2017, от 10.03.2017 по делу № 33-4387/2017 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.04.2019).
Монографии, учебные пособия и справочные издания
22. Ларикова И.В., Дименштейн Р.П., Волкова О.О., Таранченко Е.Ю. Взрослые с ментальными нарушениями в России: по следам Конвенции о правах инвалидов. М.: Теревинф. - 2015. – 224 с.
Периодические издания
23. Барков А.В. Эволюция идеи о старческой дееспособности в современном российском наследственном праве // Наследственное право. - 2009. - № 3.
24. Богданова Е.Е. Процессуальное положение органов опеки и попечительства при рассмотрении судами споров о воспитании детей // Lex russica. - 2019. - № 2. - С. 41 - 47.
25. Петурова Н.Н. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан в России // Адвокат. - 2016. - № 12. - С. 50.
26. Чекулаев С.С., Шпак А.А. Проблема определения роли органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях: субъект или участник? // Современный юрист. - 2018. - № 1. - С. 102 - 111.
27. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социс. - 2009. - № 10. - С. 11.
Электронные ресурсы
28. Куропацкая Е.Г., Темникова Н.А., Попова О.С. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс» ( Дата обращения 16.04.2019).